Кириллова И., Юдин В.Г.
В журнале Вестник Сахалинского музея
Год: 2018 Номер: 25 Страницы: 5-23
Взаимодействие двух видов, человека и медведя, выходит за рамки однозначной формулы «хищник-жертва», поскольку их роли, с одной стороны, могут меняться, а с другой, помимо утилитарного, в ряде случаев несут дополнительный - сакральный характер. Последнее обстоятельство зафиксировано в археологических памятниках начиная со среднего палеолита. Однако проведение обряда и культа не всегда очевидно в отличие от манипуляций с остатками медведя. Накопление костей млекопитающих и артефактов в пещерных отложениях, обеспечивающих их сохранность, определяется привлекательностью карстовых полостей для укрытия, выведения потомства и поедания добычи хищниками и человеком. В колодце пещеры Останцевая (возраст отложений 13-8 тыс. лет), расположенной в центральной части Сахалина, на западном склоне Восточно-Сахалинских гор, обнаружено 20 орудий и многочисленные остатки медведя и других млекопитающих. Помимо свидетельств утилитарного использования, сохранились отверстия разного диаметра от орудий и следы рубящих ударов на четырёх черепах бурого медведя, а также следы отделения нижних челюстей, что предполагает ритуальный характер действий. Следы от манипуляции с головой медведя имеют как сходства, так и различия от таковых на черепах из пещеры Медвежьих Трагедий и более поздних памятников: безымянных капищ и стойбища Ыгво.