Щелканов М.Ю., Галкина И.В., Фоменко П.В., Арамилев С.В., Суровый А.Л., Журавлёв Ю.Н.
В журнале Всероссийский криминологический журнал
Год: 2017 Том: 11 Номер: 1 Страницы: 146-153
Федеральный закон от 02.07.2013 № 150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввёл в действие ст. 258.1 УК РФ "Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных …" и изменения в ст. 226.1 УК РФ "Контрабанда … особо ценных диких животных …". В отличие от ранее действующей ст. 258 УК РФ, определявшей наступление уголовной ответственности за трудно доказуемый факт незаконной охоты, ст. 258.1 вводит новую норму закона, согласно которой преступлением считается даже "приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных … их частей и производных …" (ч. 1). В ст. 226.1 была добавлена формулировка, влекущая наступление уголовной ответственности за "незаконное перемещение через таможенную границу … особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных" (ч. 1). Это существенно повышает эффективность природоохранных мероприятий. Вместе с тем, введение ст. 258.1 и изменений в ст. 226.1 требует разработки инструментов для их имплементации в деятельность научно-исследовательских организаций, связанных с обследованием биопроб от особо ценных животных, входящих в перечень из Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978, в частности, – крупных кошачьих, обитающих на Дальнем Востоке: амурского тигра и дальневосточного леопарда. В статье обсуждаются четыре подхода к правовой легализации дериватов крупных кошачьих, находящихся в научных учреждениях. Делается вывод о том, что наибольшую бесконфликтность правоприменения ст. 226.1 и ст. 258.1 в процессе научной деятельности обеспечивает разработанная заинтересованными ведомствами концепция Дальневосточного банка биологических материалов, и приводятся основные организационно-правовые принципы его функционирования, которые позволяют не только обеспечить выполнение нормы закона, но и повысить транспарентность, воспроизводимость и достоверность получаемых научных результатов и экспертных заключений в интересах охраны крупных кошачьих на Дальнем Востоке.