2024
Продолжаем цикл материалов о молодых учёных ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН
Сегодня о себе расскажет Горобейко Ульяна Васильевна, к.б.н., н.с. лаборатории эволюционной зоологии и генетики Мне 31 год. Училась в ДВФУ (2009-2014 гг.) на биолога (специальность «генетика»), закончила аспирантуру в ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН (2014-2018 гг.) по специальности «зоология», но диссертацию защитила только в 2022 году. В ученые осознанно решила пойти с 4-5 лет, когда прочитала первую энциклопедию про динозавров. До этого думала стать экологом, как родители, и защищать природу. У меня довольно биологическая семья =) В начале 00х мама вела кружок, куда приносили много диких животных на реабилитацию: от енотовидной собаки и лисицы до енота, выдры, хищных птиц и змей. Кроме того, в ЕАО всегда приезжало много ученых, которые часто останавливались у нас дома и, несомненно, тоже повлияли на выбор профессии =) К сожалению, детская мечта стать палеонтологом не реализовалась, но свою работу очень люблю, и объект изучения тоже нахожу крайне интересным и увлекательным.
Над чем работаете сейчас? Как это двигает науку? А есть ли пресловутый экономический эффект или предположение о практическом применении (то в какой области)? В настоящий момент занимаюсь изучением летучих мышей Дальнего Востока, в частности, их внутривидовой изменчивостью, филогеографией, немножко экологией, охраной и паразитами. Иными словами – хироптеролог. Учитывая, что многие аспекты биологии рукокрылых до сих пор не изучены, то стараюсь двигать науку в данной области в меру своих сил и возможностей. Практическое применение, в целом, вполне очевидно: в последние годы тесно сотрудничаем с новосибирскими вирусологами, которым передаю материал от дальневосточных летучих мышей для поиска потенциальных вирусов.
Чем, по-вашему, отличается нынешнее поколение ученых? Смотря что понимать под термином «нынешнее поколение ученых» =) Если посмотреть на моих ровесников, то в первую очередь – нас очень мало. Демографический ли это провал, а может быть в силу сложности и специфики профессии, однако в науку приходят многие, но остаются единицы из студентов. Кажется: вот, я сейчас совершу открытие и стану великим ученым! А на практике – даже в каких-нибудь передовых областях, - наука = ежедневная рутина с творческим подходом, тщательным анализом и хитро выдуманными способами проверки полученных данных. Романтика полей разбивается о бытовые условия и прочие формальности и сложности организации. Но те, кто пережил все трудности и остался в науке, обычно очень любят свою работу и даже немного болеют ей =) А еще современному ученому очень сложно работать в одиночку, усилилась специализация в какой-то определенной области. Сложно быть натуралистом, специалистом широкого профиля, который знает все, но понемножку. Современные же методы, напротив, требуют углубленного изучения, знания всякого рода тонкостей и деталей. Потому очень часто мы вынуждены кооперироваться с другими учеными, дабы всесторонне изучить объект исследования различными методами. И, на самом деле, это тоже очень хорошая тенденция =)